Поиск
clear
Ду
clear
Py
clear

Влияние турецкого кризиса на производство ТПА

Одним из важнейших событий конца 2015 года, несомненно, следует считать кризис в российско-турецких отношениях. Противостояние, возникшее после атаки турецкими ВВС российского самолета, быстро привело к прекращению сотрудничества по многим направлениям, в том числе и в экономической сфере.

До конфликта перспективы сотрудничества Москвы и Анкары  оценивались оптимистично, Турция не присоединилась к антироссийским санкциям, и получала немалую выгоду, развивая торговлю с РФ. В активе двусторонних отношений присутствовали крупнейшие инвестиционные проекты, причем, для двух из них – газопровода «Турецкий поток» и АЭС «Аккуя», 2016 – 2018 гг. должны были стать переломными. 

Оба проекта должны были перейти в активную фазу строительства, но обстановка изменилась, и, сегодня, вместо грандиозных планов обе страны обсуждают последствия ограничительных мер, принятых Россией против Турции.  Они уже повлияли на туристическую индустрию, авиаперевозки, их эффект обязательно почувствуют переработчики с/х продукции, строительные компании и просто граждане обеих стран. Быстрой отмены санкций не предвидится, поэтому становится уместен вопрос о последствиях кризиса для российских производителей ТПА.

Турция на российском рынке трубопроводной арматуры

Турецкие шаровые краны, задвижки, балансировочные клапаны, вентили, дисковые затворы более двадцати лет известны на российском рынке. Продукция таких брендов, как «Duyar vana»,  «Аyvaz», «EGE Industrial Сontrols» и др. уже нашла своего массового покупателя и привычно выглядит в российских спецификациях. В настоящий момент в связи с обострением российско-турецких отношений всех интересуют ответы на вопросы: в состоянии ли российский рынок ТПА компенсировать возможное прекращение турецких поставок, как и на сколько, в этом случае изменится положение российских производителей?

С первым вопросом все просто – турецкие компании не предлагают ничего уникального, с технической точки зрения в ней нет ничего исключительного, поэтому остальные участники рынка легко заменят выбывшего игрока. Отвечая на второй вопрос, целесообразно оценить масштабы и динамику турецкого импорта ТПА. Это  даст представление о финансовой значимости «подарка», за который могут побороться российские производители. Кроме того, необходимо оценить и российский экспорт ТПА в Турцию, поскольку при негативном сценарии следует учитывать потери в результате  ответного запрета на поставки.  

Возможность таких оценок предоставляют базы данных Федеральной таможенной службы (ФТС). Ниже представлены значения российско-турецкого экспорта и импорта продукции, соответствующей коду ТН ВЭД 8481 «КРАНЫ, КЛАПАНЫ, ВЕНТИЛИ И АНАЛОГИЧНАЯ АРМАТУРА ДЛЯ ТРУБОПРОВОДОВ, КОТЛОВ, ВКЛЮЧАЯ РЕДУКЦИОННЫЕ И ТЕРМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ КЛАПАНЫ.

Таблица 1. Турция. Эксп/имп. ТН ВЭД 8481-краны, клапаны, вентили и аналогичная арматура для трубопроводов, котлов

Из таблицы видно, что сам по себе импорт ТПА из Турции в стоимостном выражении представляет незначительные суммы, к тому же его значения снижались и до обострения отношений (как и весь импорт ТПА). Если учесть, что в 2014 г. суммарная стоимость импорта трубопроводной арматуры превысила полтора миллиарда долларов (1 764,273 млн. USD), то турецкие 38 миллионов долларов – это всего лишь чуть больше, чем два процента (2,15%). Следующий 2015 год вряд ли увеличит этот вклад, во всяком случае, динамика импорта  его первых трех кварталов не дает оснований для таких выводов.


Экспорт российской арматуры в Турцию непрерывно увеличивался последние три года (см. табл.1), несмотря на общее падение объемов экспорта ТПА из России. Такое исключение объясняется реализацией совместных проектов на территории Турции. В  ближайшие два – три года тенденция может сохраниться, если продолжится строительство подземных газохранилищ и не изменится ситуация с проектом АЭС «Аккуя».

Доля Турции в общем экспорте ТПА из России

При этом следует отметить, что сегодня в стоимостном выражении доля экспорта в Турцию не превышает 4%.

Проект АЭС «Аккуя»

Экспорт российской ТПА в Турцию может многократно увеличиться, если начнется комплектование АЭС Аккуя. При общей стоимости проекта порядка 20 млрд. долларов доля российской трубопроводной арматуры может приблизиться к 100 млн. долл. США. В этом случае произойдет более чем двадцатикратный рост экспорта ТПА в Турцию. В настоящее время нет уверенности, что проект будет реализован, хотя никаких официальных сообщений об изменении его статуса не поступало ни с российской, ни с турецкой стороны.

Кто больше теряет от разрыва экономических связей

Ухудшение отношений в любом случае не может быть хорошей новостью, а размер экономического ущерба противной стороны – слабое утешение для собственного бизнеса. Тем не менее, оценивая возможные варианты развития, следует признать, что отказ от турецкого импорта и прекращение экспорта ТПА в Турции не окажет критического воздействия на российских потребителей и производителей. Более того, компании, выпускающие трубопроводную арматуру могут реально увеличить доходы, заместив продукцию конкурента. Что касается возможных потерь в случае остановки строительства АЭС «Аккуя» и «Турецкого потока», то их скорее следует отнести к деталям несостоявшихся сценариев, не имеющим влияния на реальную ситуацию в производстве ТПА.


Специально для Арматурка.ру